Рубрики
Кока-Кола Корпорации и бренды Лучшие Продукты питания

Coca-Cola в бутылках

Фабула легенды: Кока-Колу стали разливать в бутылки, когда некий незнакомец продал компании замечательную идею, которая звучала так: «Разливайте в бутылки!».

Вот один из вариантов этой легенды:

«Первоначально Кока продавалась только с прилавков, снабженных сатураторами содовой воды. Однажды к работнику компании Кока-Кола подошел человек и сказал ему, что за 500 долларов он раскроет ему секрет, который поможет компании добиться небывалого богатства. Когда этому человеку заплатили, он произнес только два слова: «Разливайте в бутылки!»».

Эта история является, пожалуй, самой известной из категории «Простой работник подсказывает своей компании простой, но эффективный способ во много раз увеличить ее прибыль». Подобно легенде о том, что Кока стала газированной «по ошибке», эта история постулирует идею о том, что, по крайней мере, часть невероятного успеха компании Кока-кола является результатом простой удачи, а не успешно воплощенного бизнес-плана. То есть, не появись в определенный момент этот незнакомец, и не подай он случайно свою «идею на миллион долларов», Кока-кола никогда не появилась бы в бутилированном варианте.

Несмотря на то, что довольно трудно в точности указать дату возникновения идеи продавать Кока-колу в бутылках, но все-таки в данном случае можно утверждать, что эта идея возникла в самом начале продаж напитка. Доказательством этого служат воспоминания одного из участников тех событий. Сэм Доббс (Sam Dobbs) племянник Асы Кендлена (Asa Candler) (который купил права на выпуск Кока-колы в 1988 году) однажды попал в неприятности, когда его дядя (Аса Кендлер) случайно узнал, что Доббс тайно продает бутылки с сиропом напитка владельца магазинов, имеющим в подсобных помещениях оборудование, предназначенное для разлива напитков в бутылки. Возражения со стороны его дяди были основаны не на неспособности осознать потенциальную возможность увеличения продаж, которую могло принести предложение покупателям напитка в новой форме (т.е. в бутылке). Кендлер опасался, что разлив (или, в данном случае, разбавление сиропа содовой водой) будет производится в антисанитарных условиях, что повредит положению Кока-колы на рынке прохладительных напитков. «Среди тех, кто разливает напитки, множество людей безответственных, кому безразлична репутация того продукта, который они производят, и я боюсь, что это нанесет урон имиджу нашей компании», сказал Кендлер.

Таким образом, в противоположность легенде, Аса Кендлер (которой владел компанией в ее ранние годы) получил совет «Разливать Колу в бутылки» не от мистического незнакомца, который выбил себе большое вознаграждение в обмен на умный совет, а от своего расторопного племянника-подростка, притом абсолютно бесплатно. Тем не менее, Кендлер принял решение не использовать технологию разлива в бутылки немедленно, что, возможно, способствует укреплению веры в приведенную выше легенду. Однако тот факт, что Кока-Кола не была широко распространена в бутылочном варианте сразу после своего возникновения (в виде напитка, приготавливаемого с помощью сатуратора) вовсе не является подтверждением того, что утверждается в легенде. Кока-Кола вряд ли не была осведомлена о том, что рынок бутилированных напитков заключает в себе огромный потенциал. Скорее, компания осознавала тот факт, что процесс разлива напитка в бутылки в то время был трудным, дорогим и ненадежным и что быстро растущая компания не имеет ни денег ин физических ресурсов, чтобы построить и управлять собственными разливочными предприятиями. Таким образом, с благословения Кендлера, или без него, Кока-кола стала продаваться в бутылках с середины 1890-х годов.